Статья по Узундже.

Обсуждение интересных природных и рукотворных объектов, родников в Крыму и за его пределами

Статья по Узундже.

Номер сообщения:#1  Сообщение gorets » 17.01.2011, 14:39

Продолжаю публикацию исходных вариантов своих журнальных статей. Некоторые фрагменты сейчас уже устарели (с 2007 года), что-то уже можно добавить, исправить. Думаю, что это можете сделать и вы, уважаемые форумчане.

Весна в каньоне длинноватой реки.

Еще пять лет назад о нем мало кто знал, кроме местных жителей и заядлых севастопольских туристов и спелеологов. На старых картах в этом месте было невнятное нагромождение скал с безымянным пересыхающим ручьем. Я узнал его название уже после того, как впервые по нему прошел. И пять лет назад я, наверное, не стал бы открывать его широкой публике. Настолько он был дикий, забытый, без торных троп и загаженных стоянок. Теперь же, когда по нему идут не только люди с рюкзаками, но и многочисленные экскурсанты, с вожделением думающие об оставленном в «Газели» пиве, хочется не только поделиться этой красотой, но и крикнуть, в который уже раз: Люди! Берегите природу, … ну дальше вы знаете.
А теперь прошу любить и жаловать: каньон реки Узунджа...
[hide]...Узунджа (Лата в нижнем течении) - верховья реки Черная; стекая с западных склонов Ай-Петринской яйлы, проходит через два каньона. С тюркского узунджа «довольно длинная; длинноватая».
Впервые я прошел его в ноябре. Почти безводный, засыпанный листвою, угрюмый и спящий.



Но красноречивые следы пребывания воды говорили о том, что весной он обязательно проснется. Я решил непременно посмотреть на его пробуждение.
После сырого, противного марта первые деньки апреля радовали теплом и солнцем. Субботний вечер ушел на сборы. Утром собираться будет некогда, - надо успеть на первую электричку на Севастополь. Уже в электричке решил перехватить первый автобус из Севастополя в Передовое на Ялтинском кольце Севастопольской объездной дороги. Для этого вышел на станции Инкерман-1 и нашел остановку автобусов, идущих из Инкермана на «5-й километр» (так называется большой рынок и пригородная автостанция на окраине Севастополя). Так как из-под носа ушел нужный автобус, шансов успеть оставалось мало. Но тут мне повезло. У остановки притормозила иномарка. Девушка, сидевшая за рулем, активно помахала рукой, приглашая меня подойти. Я удивился (в моем-то прикиде и с рюкзаком!), но подошел. Она спросила, куда я еду, и предложила подвезти. Я еще больше удивился, но отказываться не стал. Во время недолгого переезда до Ялтинского кольца, она успела рассказать, что сама обожает ходить в горы с рюкзаком, но в последнее время ей это редко удается (семья, работа…). Поэтому она всегда, по возможности, подвозит людей с рюкзаками, чтобы хоть пообщаться с родственными душами. Благодаря быстрому переезду, я все-таки перехватил на Ялтинском кольце нужный мне автобус, идущий от 5-го километра до села Передовое через Орлиное, Родниковое (или Родниковское – на разных картах по-разному), Новобобровское. По дороге со мной заговорил местный житель. От него я узнал, что местные называют речку Джунджа, и ловят в ней форель. В Родниковом вышел на остановке у почты и магазина. Сразу за почтой развилка. Трасса уходит левее на выезд из села. А мне направо, по асфальтированной улице. На окраине села слева по ходу пансионат с красивой территорией и спортивными площадками. За ним улица превращается в асфальтированную, а дальше грейдерную дорогу, идущую по живописному ущелью. Слева внизу шумел поток бурной прозрачной реки, что не могло не радовать. Ведь в ноябре здесь было сухое русло. Минут через 10-15 дорога делает петлю в сторону бокового ущелья, приходящего справа. В месте, где дорога делает поворот почти на 180 градусов сейчас можно увидеть большой указатель к пещере Скельской. К ней направо уходит грунтовая дорога. Пещера оборудована для посещений. У входа есть бар, продаются сувениры и т.д. Но наш рассказ не о ней. Дорога после петли возвращается к реке. Ущелье становится глубже, а дорога с плавным подъемом идет прямо по скале.

По следам шурфов можно определить, что прочный известняк взрывали при прокладке, а скорее при расширении дороги. В одном из путеводителей читал, что эта дорога проложена по нитке одной из древних римских дорог, соединявших Байдарскую долину с Южным берегом. И действительно, если внимательно приглядеться, ниже современной подпорной стены прослеживается древняя кладка - крепида, характерная для военных римских и других средневековых дорог, обрывки которых часто попадаются в горном Крыму. На некоторых поворотах дорога сужается так, что может проехать только одна машина. Справа - скальная стена, слева - обрыв, под которым далеко внизу шумит река. Постепенно ущелье расширяется и превращается в долину, со всех сторон окруженную горами. Впереди виднеются несколько домов села Колхозное (бывшее Узунджа). Место очень живописное, в последнее время активно посещаемое. Вновь появляется асфальт. Слева по ходу - высокий каменный забор. Впереди развилка. Асфальт уходит правее, а влево грунтовка между сельскими постройками. Можно идти по любой. Грунтовка приводит к водоему с плакучими ивами и оборудованным платным местом отдыха. Здесь же предлагают конные прогулки.


Асфальт через 300 метров упирается в ворота детского оздоровительного лагеря. Перед воротами влево-вниз - грунтовка, выводящая на край поля с трехэтажной гостиницей и автостоянкой. За гостиницей виднеется тот самый водоем, о котором упоминал выше. Если есть необходимость стать лагерем на ночь, от гостиницы и от водоема можно спуститься к реке. Там оборудована туристическая стоянка Узунджа (на карте 500-метровке обозначена ниже по течению).
Это современная реальность. А в тот далекий апрельский день от места нынешней автостоянки я пошел по грунтовке вдоль забора детского лагеря. Дальше развилка. Одна дорога идет правее, вдоль края поля. Другая - прямо через поле. Пошел прямо до ответвления тропы влево. Тропа по заболоченным террасам с колючими зарослями шиповника и ежевики пересекла промоину и нырнула в невысокий дубовый лес с остатками древних стен, пересекла балку и вывела на зеленую поляну с кострищами. На поляне развилка. Тропа в прежнем направлении – бывшая плановая. По ней и сегодня проложен участок маршрута, обозначенный на карте 500-метровке под номером 29. Тропа пересекает реку, обходит каньон с северо-запада и поднимается к урочищу Ай-Димитрий с одноименной туристической стоянкой и лесничеством. А мой путь с поляны по тропе направо до очень похожей поляны и брода через реку. Освежающая переправа по колено в прозрачной голубовато-зеленой воде, и скорее в каньон по заросшей (тогда) тропке вверх по течению реки. Узунджа удивительно красивая река.

Практически через каждые 20-30 метров глубокие ванны с водой изумрудного цвета. Водопады, красноватые скалы, цветущий кизил. Местами скалы каньона сходятся к самой воде. Можно совместить прохождение этих прижимов с купанием. А если нет желания, все прижимы обходятся верхом по правому берегу.

Минут через 30-40 справа по ходу в каньон впадает боковое ущелье. Севастопольцы называют его Мертвое ущелье. Ранней весной, если пройти по нему вверх, и если очень повезет, можно увидеть красивый водопад, метров 15 высотой. Но вода бывает в нем редко, только в самые сильные паводки.


На слиянии переправился на левый берег. Метров через двести очередной прижим над большой красивой ванной. Со скальной ступеньки спускается металлическая труба. Над ней уложены бревна. Подъем по ним терпимый, а вот спускаться с рюкзаком очень неудобно. Выше по течению еще пару раз пришлось переправляться с берега на берег, обходя прижимы.[/hide]
Последний раз редактировалось gorets 17.01.2011, 14:57, всего редактировалось 1 раз.

За это сообщение автора gorets поблагодарили: 3
Irina, Галина, Vladimir
Аватара пользователя
gorets
Спасатель
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 30.12.2010, 14:06

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#2  Сообщение gorets » 17.01.2011, 14:51


Но вот река делает поворот вправо, и впереди великолепный водопад. Под ним огромная ванна с прозрачной зеленоватой водой.


В дальнем углу, под нагромождением скал - бетонный каптаж. Это и есть исток реки. Выше каньон большую часть года сухой. В скалах над каптажем прячется вход в пещеру Узунджа. Пещера без снаряжения проходима только первые метров 70. Дальше - вертикальный колодец вверх.
Если выше по каньону воды нет, экскурсию можно закончить и вернуться тем же путем в Колхозное. Чтобы успеть на последний автобус из Байдарской долины в Севастополь, надо спуститься в Родниковое к 17 часам.
Я же решил продолжить осмотр каньона, понимая, что обратный путь становится непредсказуемым....[hide]Но застать верхнюю часть каньона полноводной с фотоаппаратом и запасом пленки… Я не мог упустить такой случай. В сухое время подниматься от каптажа можно прямо по руслу. При большой воде есть другой путь. Слева по ходу от ванны с каптажем крутой сыпушный склон. По нему вышел к ступенчатым скалам. Подъем по ним не требует скалолазных навыков, только внимательность и осторожность. Справа глубоко на дне каньона шумит каскад водопадов.

Выше склон выполаживается и тропа снова приводит к руслу. Дальнейшее количество водопадиков, водопадов и каскадов было трудно сосчитать.




Но вот путь преградил высокий скальный пояс, являющийся началом каньона. Вода с него красивыми каскадами падает с высоты 15-20 метров. Появляется ощущение, что ты в каменном мешке, из которого нет выхода.


Но выход есть. От каскада надо вернуться вниз по течению метров 100 и по левому борту найти крутую тропку вверх. Тропка по скальным ступеням и полкам выводит к верхнему поясу скал с длинным неглубоким навесом. От него по полке выход из каньона на поляну, с которой можно еще раз окинуть взглядом пройденный путь. Дальше вверх по течению тропа. Минут через десять она выводит на грунтовую дорогу. Если пойти по ней направо, то минут через пятнадцать будет стоянка Ай-Димитрий. Если налево, то часа через полтора по плановой тропе можно спуститься в Колхозное.
Лучше всего планировать прохождение каньона за два дня, учитывая сложности с пригородным транспортом города-героя. И начинать лучше из села Соколиного. Перевалить хребет Седам-Кая, например по участку маршрута с номером 33 по 500-метровке. Заночевать на Ай-Димитрии. А на следующий день пройти каньон сверху вниз, медленно и с удовольствием.


Примечание: На сегодняшний день тур.стоянка Ай-Димитрий закрыта. Поэтому ночевку можно планировать на т/с Чайный домик или уже в каньоне, в районе слияния с Мертвым ущельем.[/hide]

За это сообщение автора gorets поблагодарили: 2
Irina, Галина
Аватара пользователя
gorets
Спасатель
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 30.12.2010, 14:06

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#3  Сообщение Ingwar » 19.01.2011, 12:05

Осенью при движении вверх по каньону мы почему-то нашли место, где пришлось делать брод практически по... ну вам по пояс будет. Обход этого места по левому берегу был, но что-то высоковато забирался по скалкам и снизу казалось лучше помочить ножки в воде. Спасибо за вариант обхода водопада рядом с пещерой, этот сыпушный склон видели, но поскольку каньон был выше каптажа сухой, пошли по нему. Весной вариант обхода более реален.
Аватара пользователя
Ingwar
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 22.12.2010, 18:45

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#4  Сообщение ДЕНН » 19.01.2011, 15:00

ГОРЕЦ - отчет и фото СУПЕР ! :)
С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ ПРОЧИТАЛ И ПОСМОТРЕЛ ФОТО !
СПАСИБО !
ДЕНН
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18.01.2011, 15:16

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#5  Сообщение Елена » 19.01.2011, 20:11

Интересный отчет - прямо инструкция по прохождению каньона!
Наверное ты инструктор :D

А на той фотке, где ты в ванне на другом краю ванны лежит, кажется, бревно, а с первого взгляда кажется, что это ласты или тюлений хвост ;)
Аватара пользователя
Елена
 
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 02.01.2011, 14:41

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#6  Сообщение дядя Женя » 19.01.2011, 20:27

Это русалка. ;) Только она стесняется :oops:
дядя Женя
 
Сообщения: 644
Зарегистрирован: 23.12.2010, 15:10

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#7  Сообщение gorets » 20.01.2011, 12:13

дядя Женя писал(а):Это русалка. ;) Только она стесняется :oops:

Русалка фотографировала ;) . Остановимся на варианте с хвостом. 8-)
Аватара пользователя
gorets
Спасатель
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 30.12.2010, 14:06

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#8  Сообщение gorets » 20.01.2011, 12:28

Ingwar писал(а):Осенью при движении вверх по каньону мы почему-то нашли место, где пришлось делать брод практически по... ну вам по пояс будет. Обход этого места по левому берегу был, но что-то высоковато забирался по скалкам и снизу казалось лучше помочить ножки в воде. Спасибо за вариант обхода водопада рядом с пещерой, этот сыпушный склон видели, но поскольку каньон был выше каптажа сухой, пошли по нему. Весной вариант обхода более реален.

В этом году нашел еще два варианта быстрого выхода из каньона. Оба начинаются от слияния каньона с Мертвым ущельем. Для выхода в верх: находим еле приметную тропку по водоразделу между ущельями. Тропка по скальным поясам выводит на плато, заросшее можжевельником и грабинником. С плато можно уйти в сторону Ай-Димитрия или в верховья Мертвого ущелья, на Французскую дорогу. Для выхода вниз: метров 200 ниже слияния на левый борт уходит заметная тропа. Она переваливает хребет и спускается в соседнюю долину южнее каньона. По долине идет грунтовая дорога. Откуда она спускается не проверял. Если пойти по ней вниз, попадешь к детскому лагерю в Колхозном.
Аватара пользователя
gorets
Спасатель
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 30.12.2010, 14:06

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#9  Сообщение КСС Крыма » 20.01.2011, 13:26

горец писал(а):С плато можно уйти в сторону Ай-Димитрия или в верховья Мертвого ущелья, на Французскую дорогу.

А что такое Французская дорога?
Откуда и куда она идет и почему Французская?
www.kss.crimea.ua
Аватара пользователя
КСС Крыма
 
Сообщения: 1717
Изображения: 650
Зарегистрирован: 18.12.2010, 04:03
Откуда: Simferopol

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#10  Сообщение Зеленый » 20.01.2011, 14:58

КСС Крыма писал(а):А что такое Французская дорога?
Откуда и куда она идет и почему Французская?

Дорога построенная французами во время Крымской войны. Из Района Передового в Бельбекскую долину. Теперь это местный "бродвей".
Главное в экстремальном отдыхе - вовремя заметить, когда заканчивается экстрим и начинается пи..ец!
Аватара пользователя
Зеленый
Спасатель
 
Сообщения: 758
Изображения: 37
Зарегистрирован: 21.12.2010, 14:23

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#11  Сообщение gorets » 20.01.2011, 15:24

Зеленый писал(а):
КСС Крыма писал(а):А что такое Французская дорога?
Откуда и куда она идет и почему Французская?

Дорога построенная французами во время Крымской войны. Из Района Передового в Бельбекскую долину. Теперь это местный "бродвей".

До Бельбекской долины она не доходит, скорее до урочища Малый Бабулган (у Чайного домика). По ней проложен пешеходный маршрут с номером 30. Лесник Николай на Ай-Димитрии еще пару лет назад говорил мне, что этот маршрут закрыт, так как там места кормежки местных копытных. Но с карт его пока так и не убрали. О строительстве дороги где-то читал (возможно у Веникеева "Севастопольские маршруты"), что после окончания боевых действий в Севастополе французские войска были расквартированы в Байдарской долине. От безделья солдаты начали грабить и насиловать местное население. Поэтому командование силами солдат начало строительство дорог в сторону Бельбекской долины. И солдаты были при деле, и дороги нужны для наступления вглубь полуострова. Дорога через перевал Бечку из Передового по-моему тоже ими построена.
Аватара пользователя
gorets
Спасатель
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 30.12.2010, 14:06

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#12  Сообщение Зеленый » 20.01.2011, 15:29

горец, ога, неправильно выразился. Смысл что она должна была туда выйти.
Главное в экстремальном отдыхе - вовремя заметить, когда заканчивается экстрим и начинается пи..ец!
Аватара пользователя
Зеленый
Спасатель
 
Сообщения: 758
Изображения: 37
Зарегистрирован: 21.12.2010, 14:23

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#13  Сообщение андрей123 » 22.01.2011, 00:49

горец писал(а):
Зеленый писал(а):
КСС Крыма писал(а):А что такое Французская дорога?
Откуда и куда она идет и почему Французская?

Дорога построенная французами во время Крымской войны. Из Района Передового в Бельбекскую долину. Теперь это местный "бродвей".


В долине стояли тыловые подразделения французов. В тех краях "французских" дорог не меньше чем "римских". Из мною проезженых и прошедших...
[hide]1. Правый борт Узунджи от озера в деревни по склону Сюндюрлю (сильно заросшая) до дороги из Россошанки на Ай Димитрий с заездом на козырек над пещерой Узунджа.
2. Пешком от пионерлагеря на Оленьи поляны и резко наверх на седло между Вилляй буруном и Трапан баиром. Можно ехать, в одном месте страшновато, в те времена лесник лег грудью на капот не пустил. С верху в свою очередь разведан проезд вниз к этой седловине со склона Вилляй буруна от остатков самолета. По карте показана дорога по балке вдоль Трапан баира в район Большого карстового плато, в начале частично просматривалась но дальше терялась в воронках.
3. От лесника на Ай Димитрии слышал, что по Ховалыху от Колхлозного на Бабулган поднималась Нива. Не понял как это возможно. Лесник сказал что народ два дня этим занимался.
4. Ну и стандартные из Ново бобровского,Россошанки на Ай Димитрий и прлегающие.
По моему мнению французы ни чего нового не стороили. просто улучшали существующие старые.[/hide]
андрей123
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 09.01.2011, 19:32

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#14  Сообщение gorets » 27.01.2011, 12:59

В долине стояли тыловые подразделения французов. В тех краях "французских" дорог не меньше чем "римских". Из мною проезженых и прошедших...

Вот как раз от Ай-Димитрия, пересекая Ховалых, поднимается на Бабулган упомянутая Французская дорога. Может по ней и прошла Нива? Дорога с крепидами, читается хорошо. Только заросла местами.
Аватара пользователя
gorets
Спасатель
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 30.12.2010, 14:06

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#15  Сообщение рустэмАРК » 09.02.2011, 18:38

горец писал(а):А на следующий день пройти каньон сверху вниз, медленно и с удовольствием.

Сверху вниз каньон хорошо ходится при отсутствии воды. Сел на "жопный таз" прямо в русле и соскальзываешь. А когда много воды, лучше идти снизу вверх. Как известно, увереннее себя чувствуешь на крутом склоне на подъеме, чем на спуске. Особенно если груженый. Хотя идти конечно тяжелее. Ходил и сверху вниз налегке и с женщинами в компании, ходил и груженый на 10 дней снизу вверх.
рустэмАРК
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 01.02.2011, 23:41

Re: Статья по Узундже.

Номер сообщения:#16  Сообщение gorets » 17.03.2011, 13:50

рустэмАРК писал(а):
горец писал(а):А на следующий день пройти каньон сверху вниз, медленно и с удовольствием.

Сверху вниз каньон хорошо ходится при отсутствии воды. Сел на "жопный таз" прямо в русле и соскальзываешь. А когда много воды, лучше идти снизу вверх. Как известно, увереннее себя чувствуешь на крутом склоне на подъеме, чем на спуске. Особенно если груженый. Хотя идти конечно тяжелее. Ходил и сверху вниз налегке и с женщинами в компании, ходил и груженый на 10 дней снизу вверх.

В принципе согласен. Когда идешь снизу вверх, лучше смотрятся многочисленные водопадики. И груженому проще передвигаться. Плюс еще одно важное наблюдение. В сырую погоду русло каньона превращается в каток! Безопасно передвигаться можно только по боковым тропам, идущим по земляным и сыпушным участкам склона, выше русла.
Аватара пользователя
gorets
Спасатель
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 30.12.2010, 14:06


Вернуться в Краеведение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron