Подземелья Симферополя

Обсуждаются вопросы связанные с походами, путешествиями, экспедициями и другими мероприятиями в любых видах туризма по Крыму и за его пределами. При большом количестве сообщений будет произведено выделение вида туризма в отдельную ветку.

Подземелья Симферополя

Номер сообщения:#1  Сообщение КСС Крыма » 11.01.2011, 00:25

Нам иногда задают вопросы касательно подземелий Симферополя. В частности всеми слышанного, но мало кем виденного "симферопольского метро" или официально "канализационного коллектора глубокого заложения". Его история уходит в 80-е года прошлого века. До недавнего времени считали, что это один из советских проектов, после развала Союза на который не хватило денег для окончания строительства и он обречен на разрушение. Однако судя по последним публикациям официальных органов оказывается, что про него вспомнили.
Порывшись в своих архивах мы нашли несколько публикаций касательно этого объекта, дополнили рядом своих фотографий и вот получился такой вот "пирог"...

[hide]… В Симферопольском горсовете прошел круглый стол на тему: «Канализационный коллектор глубокого заложения в г. Симферополе». Вторая нитка канализационного тоннеля – коллектора привлекла внимание как проектировщиков «Крымкоммунпроекта», заказчиков от горисполкома, так и представителей общественности и журналистов…

… Сырость и прохлада — это первое, что чувствуешь под землей. Спускаясь по семнадцатиметровой проржавевшей лестнице, можно понаблюдать за известняковыми отложениями на стенах и капающей водой с потолка.
IMG_0061_1.JPG


Важно смотреть под ноги и не оступиться, так как внизу находятся участки по два-три метра, заполненные водой. Когда спускаешься в коллектор, невольно вспоминаются мультики про ниндзя-черепашек. Но никаких живых существ тут нет: кроме маленького паучка мы никого не увидели. С потолка свисают известняковые наросты, похожие на сталактиты, что придает еще более таинственный вид коллектору.
IMG_0066_1.JPG


Нам встречались участки, где приходилось идти то по щиколотку в воде, то утопать в грязи. По дороге мы находили лампочки и бутылки, заросшие кораллами, а также сломанные каски и разорванные сапоги.
IMG_0068_1.JPG


Не подумайте, что коллектор — это место скопления мусора и отходов. Это вполне чистое и местами приятное место. Раньше здесь ходили электровозы, о чем свидетельствуют недостроенные рельсы, тележки, а также предупреждающая надпись «Берегитесь паровоза» (правильная надпись «Берегись провода» - прим. КСС Крыма).
IMG_0100_1.JPG


На одном из участков коллектор раздваивается: один ход ведет к ж.д. вокзалу, а другой — в совхоз им. Дзержинского….
IMG_0091_1.JPG


…«Каски не снимать, по рельсам не ходить, электрооборудование не трогать», — предупреждает нас «экскурсовод». Вперёд! То есть вниз — на глубину 17 метров.
IMG_0124_1.JPG


Коллектор — это не сад ботанический, где эндемики разные. В коллекторе — сточные воды и отходы человеческой жизнедеятельности. Но не в нашем. Он в стадии строительства, а потому в нём всё относительно чисто, а местами даже красиво.
IMG_0077_1.JPG


А вообще тут темно, холодно и тихо. Только грунтовые воды, стекающие с потолка в некоторых местах, нарушают безмолвие. Нет в симферопольском коллекторе ни аллигаторов, ни черепашек, которые водятся, как в фильмах показывают, в канализационных сооружениях крупных американских городов. Здесь вообще никто не живёт — есть нечего, объясняет наш проводник Фёдор Старунчак. Фёдор Васильевич — электрослесарь, проработал на коллекторе более 10 лет. Знает о нём многое и с удовольствием рассказывает.
IMG_0067_1.JPG


— Строить его начали ещё в конце 80-х, когда стало понятно, что действующий симферопольский коллектор не справляется с нагрузкой. Начало шахты (ширина которой — 2,5 метра, а высота — почти 3) — под парком на улице Воровского, идёт через площадь Советскую к бульвару Ленина, потом — на железнодорожный вокзал и в совхозы им. Дзержинского, «Пригородный». А там — уже по трубам на очистные сооружения, — говорит Фёдор Васильевич.

Но это в планах. Ещё в середине 90-х прокладка остановилась с прекращением финансирования. С тех пор этот недостроенный коллектор стал местом вылазок диггеров.

Не следует путать диггерство со спелеологией (исследование пещер и полостей природного происхождения) и спелестологией (исследование пещер, каменоломен и катакомб, сделанных человеком в горных породах). Как говорится в современных энциклопедиях, диггеры занимаются изучением подземных сооружений, построенных человеком с применением строительных материалов и технологий, например дренажных систем, канализационных коллекторов, подземных рек и подземных военных заброшенных объектов. Диггеров интересуют практически все подземные сооружения: бомбоубежища (как заброшенные, так и функционирующие), подвалы, подземные реки и коммуникации, старые шахты, тоннели метро и метрострой. Особый интерес диггеры проявляют к старинным сооружениям и их устройству…

… Тоннель заканчивается за несколько сот метров до вокзала. Практически готов к эксплуатации его участок до бульвара Ленина. Осталось только провести химическую обработку стен и сводов, чтобы они как можно дольше не подвергались коррозии. А поскольку это не сделано, с потолков во тьме растут сталактиты (учёные, возможно, назовут эти образования по-другому). Белые тонкие полые трубки, кое-где вымахавшие на полметра, искрятся в лучах наших фонариков. Они — особая гордость «экскурсовода». А вот сталагмиты (белые и медно-красные) заставляют Фёдора Васильевича волноваться: «Раньше здесь были и большие, а теперь остались только маленькие, значит, кто-то здесь был и, наверное, посбивал их и унёс — красивые ведь!».
IMG_0070_1.JPG

IMG_0071_1.JPG


Почему его это так волнует? Несколько лет назад повадились сюда за металлом. Как-то сторожа заметили группу людей, пробравшихся «на объект». Вызвали милицию. Правоохранители приехали. С автоматами! Воришек застукали на горячем — они как раз резали медные троллеи, по которым подавался ток для электровозов. Оказалось, что промышляла семья из четырёх человек.
IMG_0116_1.JPG

IMG_0108_1.JPG


Тогда они срезали, конечно, не все провода. Но даже если бы и все, электровозы перестали ходить в симферопольском подземелье с конца 90-х, так до сих пор и не ходят. Несколько лет назад их отсюда вообще вывезли криворожские хозяева. Только один «тягач» под землёй остался. Его поглотили сточные воды в одной из семи шахт.
IMG_0097_1.JPG


А когда-то всё было по-другому. В строительстве коллектора участвовало более 80 человек. В том числе шахтёры, приехавшие из Донбасса. Работали в две смены. Иногда вручную, и тогда за день проходили не больше метра.
IMG_0088_1.JPG


А если тоннель пробивал специальный комбайн, то в 3-4 раза больше. Породу грузили в вагонетки (вся техника — самая что ни на есть шахтёрская, тонны угля перевозила), и электровоз по рельсам оттягивал их к ближайшему «столбу».
IMG_0083_1.JPG

IMG_0110_1.JPG


Там грунт сваливался в громадные корзины, которые с помощью лебёдки поднимались на поверхность. После этого к работе приступали «бетонщики». Компрессорной «пушкой» они заливали стены и своды. Толщина — почти полметра. Раствор — специальный, для подземных работ, очень крепкий. Естественно, использовались металлоконструкции.
IMG_0118_1.JPG


А в полости, образовывавшиеся между сводом и грунтом над ним, закачивалась глина. В общем, технология сложная и трудоёмкая. Но результат налицо: по проекту коллектор должен исправно работать не менее 150 лет.

...По щиколотку то в воде, то в мачмале (так называют грязь, которая здесь, на недостроенных участках, аж засасывает) подходим к развилке. Ну прямо метро!
IMG_0090_1.JPG

IMG_0095_1.JPG


— Сейчас мы находимся в нескольких метрах от памятника Ленину возле железнодорожного вокзала, — говорит Фёдор Васильевич. — Но между нами и вождём ещё почти двадцать метров грунта.

При строительстве были и отступления от проекта. По техническим причинам пришлось уводить тоннель влево от вокзала. Но и в новом направлении не всё складывалось, как было задумано. В 90-х именно здесь произошло единственное за всё строительство коллектора ЧП: воды подмыли грунт, и произошёл обвал. В глубокий котлован тогда провалилась часть дороги одного из переулков. И как раз на этом, по стечению обстоятельств, прокладка тоннеля и строительство коллектора остановились.

… Вообще, проникновение на подобные объекты преследуется законом. Но, как говорят сами диггеры, украинские служители правопорядка обычно равнодушно относятся к проникновениям диггеров в городские коммуникации, если только эти проникновения не сопровождаются явными нарушениями закона и не сопряжены с очевидной опасностью для окружающих. Диггеров стоит опасаться лишь в том случае, когда интерес перерастает в желание наживы…
IMG_0092_1.JPG



— Решение о строительстве этого коллектора было принято в связи с тем, что существующий уже к концу 80-х находился в аварийном состоянии. В любой момент мог (и может!) произойти прорыв и выброс фекальных стоков на улицы города. Такое заключение сделал НИИ, который проводил проверку ещё в советские времена, — сообщил Александр Пятничко, генеральный директор строительного ООО «СК Адалар», который отвечает за сохранность коллектора. — К сожалению, в 1997 году строительство замерло. И только сегодня появилась надежда, что коллектор всё-таки будет достроен. В планах городских властей в следующем году обновить проект и, используя передовые технологии, продолжить прокладку тоннеля. При достаточном финансировании с использованием современных подземных комбайнов можно сделать всё за три года, пройти-то осталось 2,6 километра. Тем более никаких технических проблем по переключению со старого коллектора на новый нет. И он сможет полностью обеспечить нужды города. С его запуском проблема канализации городских стоков будет надолго решена…

….В настоящее время проведена экспертиза по разработанной проектно- сметной документации строительства объекта «Коллектор глубокого заложения», стадия «Проект». Сметная стоимость строительства объекта составляет 393361,616 тыс. грн. В сентябре 2009 г. проведен технический совет в Министерстве регионального развития и строительства Украины и в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Украины, подготовлено Распоряжение Кабинета Министров Украины по утверждению сметной стоимости строительства объекта.
Одновременно проектной организацией выполняется разработка проекта по стадии «Рабочий проект», а также заключен договор на осуществление работ по отводу земельного участка. Завершение строительства данного объекта позволит предупредить эпидемиологическую и экологическую чрезвычайную ситуацию, способствует развитию жилищной и производственной сферы города и пригородов, улучшит качество жизни населения за счет снятия режимных графиков водоснабжения во многих микрорайонах города. В 2009 г. при выполнении работ по данному объекту освоено 735,684 тыс. грн., в том числе: из бюджета развития – 635,89 тыс. грн.; из фонда охраны окружающей среды – 100,0 тыс. грн…


В сообщении использованы фрагменты статей:
«Симферопольское "метро"», Сергей Мальнев, «Крымская Правда»;
«В поисках света», Анна Дитковская, «Крымское время»;

а так же информация с официальных сайтов:
Симферопольского городского совета;
«Партии Зеленых Украины»;

фото: из архива КСС Крыма



P.S.
С нашей точки зрения, тем, кто видел объекты 221, 100, завод подводных лодок - коллектор уже не создает впечатления. Кроме того, в дальней, затопленной его части функционируют электронасосы откачивающие воду, т.е. туда заведена электроэнергия, что в совокупности с повышенной влажностью является весьма опасным сочетанием.[/hide]
www.kss.crimea.ua

За это сообщение автора КСС Крыма поблагодарили: 8
levkireev, Nea, noskova, Галина, Spirit, York, Ликвидатор, натальяА
Аватара пользователя
КСС Крыма
 
Сообщения: 1717
Изображения: 650
Зарегистрирован: 18.12.2010, 04:03
Откуда: Simferopol

Re: Подземелья Симферополя

Номер сообщения:#2  Сообщение a0xff » 11.01.2011, 20:28

был там, понравилось
риск со стороны правоохранителей тоже не много дополняет картину- игры в настоящих диггеров :)
Аватара пользователя
a0xff
 
Сообщения: 460
Зарегистрирован: 22.12.2010, 01:06

Re: Подземелья Симферополя

Номер сообщения:#3  Сообщение cam+ » 25.01.2011, 05:41

Вот куда группы водить надо!
Никаких лесников, штрафов!
От вокзала недалеко!
...А то всё - лес, горы...

За это сообщение автора cam+ поблагодарил:
натальяА
cam+
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 25.01.2011, 04:13

Re: Подземелья Симферополя

Номер сообщения:#4  Сообщение 121298 » 27.01.2011, 05:17

Мама родная очуметь!!!!!!!!!!Даже и не слышал о таком в Симферополе........
121298
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 27.01.2011, 04:41

Re: Подземелья Симферополя

Номер сообщения:#5  Сообщение Fedos » 29.01.2011, 22:19

а я всё думал что там копают на б.Ленина и пересечении с Павленко :!:
вот уже 18 лет наблюдаю как приехал в Симф (с 1993 г)... а сколько уже это было до этого?
Аватара пользователя
Fedos
 
Сообщения: 472
Изображения: 39
Зарегистрирован: 22.12.2010, 04:57
Откуда: Симферополь

Re: Подземелья Симферополя

Номер сообщения:#6  Сообщение FireFox » 01.02.2011, 01:21

А раньше там еще вот такая штуковина была :)
[hide]Изображение[/hide]
Добро всегда побеждает зло. Очень зло.
Аватара пользователя
FireFox
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 14.01.2011, 23:53

Re: Подземелья Симферополя

Номер сообщения:#7  Сообщение КСС Крыма » 01.02.2011, 01:50

А какой это год, не вспомните?
www.kss.crimea.ua
Аватара пользователя
КСС Крыма
 
Сообщения: 1717
Изображения: 650
Зарегистрирован: 18.12.2010, 04:03
Откуда: Simferopol

Re: Подземелья Симферополя

Номер сообщения:#8  Сообщение FireFox » 01.02.2011, 02:01

2008й, кажется. Там было несколько подобных штуковин, потом после ремонта большинство подняли.
Добро всегда побеждает зло. Очень зло.

За это сообщение автора FireFox поблагодарил:
КСС Крыма
Аватара пользователя
FireFox
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 14.01.2011, 23:53

Re: Подземелья Симферополя

Номер сообщения:#9  Сообщение FireFox » 01.02.2011, 12:24

Ну а это там до сих пор, кажется, ржавеет :)

[hide]Изображение[/hide]
Добро всегда побеждает зло. Очень зло.
Аватара пользователя
FireFox
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 14.01.2011, 23:53

Номер сообщения:#10  Сообщение КСС Крыма » 06.06.2012, 02:48

Небольшой фильм про это от Евгения Бондаренко:

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=GMX-Mp2qRJQ[/youtube]
www.kss.crimea.ua

За это сообщение автора КСС Крыма поблагодарил:
натальяА
Аватара пользователя
КСС Крыма
 
Сообщения: 1717
Изображения: 650
Зарегистрирован: 18.12.2010, 04:03
Откуда: Simferopol

След.

Вернуться в Путешествия, экспедиции, мероприятия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron