Крым-Монголия-2011. Путевые заметки

Обсуждаются вопросы связанные с походами, путешествиями, экспедициями и другими мероприятиями в любых видах туризма по Крыму и за его пределами. При большом количестве сообщений будет произведено выделение вида туризма в отдельную ветку.

Крым-Монголия-2011. Путевые заметки

Номер сообщения:#11  Сообщение Vladimir » 29.08.2011, 23:24

Часть 7. Монголия.

"…И лететь, наблюдая воочию,
Чудеса географии света,
И глаза не смыкать даже ночью,
От восторга крестясь на ходу…"

О.Митяев


...Какого-то специального плана путешествия по этой стране у нас не было. У нас на Монголию было отведено 12 дней. Предварительное изучение литературы и отчетов предыдущих экспедиций привело к выводу, что этого мало... Было взято определенное количество точек-объектов, которые нам было бы интересно посетить. Но как полагается эти объекты были разбросаны по всей стране, так, что решили довериться провидению и корректировать маршрут в соответствии с возникающими по ходу дела обстоятельствами, т.е. должна была получиться некая обзорная экскурсия...

Первые местные жители которые нам встретились это верблюды:

Первым населенным пунктом (не считая приграничного Мягане) в нашем путешествии по Монголии был город Баян-Улгий. Заехать в него было необходимо по той причине, что наш маршрут должен был проходить по пограничной территории с Китаем, а это требовало получения специального пропуска:
Так выглядит пропуск в погранзону

Памятуя, что нахождение в зоне без пропуска карается штрафом в $72 и многократным расстрелом, мы озаботились этим заранее и благодаря помощи директора турфирмы "Blue Wolf Travel" (http://www.BlueWolfTravel.com) Каната эти пропуска были оформлены заранее.

офис турфирмы:

директор фирмы Канат (справа) с клиентом из Европы:


Плюс еще сразу же были оформлены и билеты на посещение национального парка.

На все было потрачено $15 с человека. К тому же Канат помог с обменом валюты на местные тугрики, вернее он позвонил кому-то и приехали менялы, которые обменяли по довольно выгодному курсу который мы больше не встретили нигде по Монголии. Сумма монгольских тугриков, которые мы получили на руки заставила нас вспомнить 90-е года в Украине с ее знаменитыми купонами-карбованцами - мы держали в руках несколько миллионов тугриков:

И еще посоветовал купить sim-карту местного мобильного оператора, что оказалось в дальнейшем удобным – хотя связь и была в основном возле населенных пунктов, но стоимость международного звонка в Украину обходилось всего в $0.25 за минуту в отличие от $4.5 в роуминге.

Покинув Баян-Улгий мы направились на юго-восток, в сторону китайской границы к озеру Хоттон нур.
По пути проехали необычный оазис в долине реки…


У озера, на высоте 2100м и заночевали…


... продолжение следует...

За это сообщение автора Vladimir поблагодарили: 8
Биолог, Алексей Георгиевич, copper, idu nespesha, Matvij, tasik, Ворчун, натальяА
Vladimir
 
Сообщения: 1077
Изображения: 423
Зарегистрирован: 20.12.2010, 02:45
Откуда: Симферополь

Крым-Монголия. Рыбалка

Номер сообщения:#12  Сообщение Vladimir » 30.08.2011, 00:12

Рыбалка.

"Ты чего смеешся? Ты сегодня не псих. Ты сегодня рыбак"
к/ф «Полет над гнездом кукушки»


"- Здесь рыбы нет. Ушла вся. На дальний кордон!
- Рыба... - есть!!! Ловить... надо уметь..."

к/ф «Особенности национальной рыбалки»


"...Да здравствует радость собачья!
Молчи, всё равно не поверят.
Размеры рыбацкого счастья
размахом двух рук не измерить..."

Рыбацкий гимн


Первое утро в Монголии было изумительным! Не портило его и то, что в эту ночь была самая низкая за время нашего путешествия температура +7.

У Сергея была навязчивая идея поймать хариуса…
Ну, не так что б у него были какие-то личные счеты с ним, а просто он прочитал, что здесь он хорошо ловится, а Серега рыбак, и снасти есть, в общем есть такое слово «надо..». К тому же он сказал, что без хариуса он никуда дальше не поедет… К тому же для нас это был уже восьмой день пути и мы решили сделать себе шикарный подарок – дневку. Отдохнуть, сил поднабраться…

Утро следующего дня представляло следующую картину – 6 утра по местному времени (по нашему около часа ночи), на берегу озера стоит одинокий, закутавшийся в куртку рыбак и пытается ловить рыбу.

На вопрос «Ну как?», Серега молча показал на лоток из-под продуктов в котором плавала рыба. Это был хариус. Это был крупный экземпляр, как мы тогда думали – сантиметров 25 и грамм 100 весом.

Воодушевленный успехом товарища я полез в нашу машину и начал извлекать рыболовные снасти.

Здесь немного отвлекусь и скажу, что к рыбалке я имею такое же отношение как Запорожский автозавод к производству автомобилей. Нет, ну не то, что бы совсем не рыбачил, в детстве провел много времени таская речных бычков из ближайшего водохранилища. Как говорится «мелких отпускали, а крупных складывали в баночку из-под майонеза». И я гордый такой добычей, приносил эту баночку домой и заставлял бабушку варить уху… Бабушке эта затея не то что бы не нравилась, но как-то с загадочным выражением лица она давала мне в руки нож, заставляла чистить добытый мной улов, и затем скармливала мне то, что я начистил. Только став взрослым я начал понимать всю глубину и значимость ее затеи… собственно с тех пор удочки в руки я почему то не брал и к рыбалке относился настороженно...

В прошлогоднюю поездку на Байкал, мне случайно обломился какой-то крутой китайский спиннинг, купленный в магазине «все по 15» за сумму отдаленно напоминающую один американский доллар. К нему была докуплена катушка, за цену раз в десять превышающую стоимость удилища, леска и какие-то там крючки и блесны. С целью, вдруг если что, на Байкале половить омуля… Но в той поездке воспользоваться им так и не пришлось. Зато в этот раз появился шанс…

Как то по сравнению с шикарным спиннингом Сереги мой экземпляр выглядел ореховым прутиком, и дабы не смешить рыбу я потихонечку отполз в сторону. С грехом пополам приладил катушку, привязал булинем какую-то блесну и с замиранием сердца забросил блесну в воду… Ну, как и полагается, «пришел невод с тиною морскою»… Второй раз, третий… В общем, рыбу таки наверное рассмешил, водорослей у нас было уже достаточно, да и бросать мне уже надоело. У Сереги тоже что-то не шло..

Я положил спинниг и пошел заниматься завтраком. И тут из палатки показалась голова Влада…
Увидев Серегу, занимающегося ловлей, рыбешку выловленную им, бесхозный спиннинг и не ведая о результатах моих стараний, Влад не долго думая так же приобщился к этому великому таинству – ловле рыбы…

И тут началось практическое подтверждение Законов Мерфи для рыбалки:
- Рыба всегда клюет на ту насадку, которой у вас нет.
- У соседа рыба всегда клюет лучше.
- Рыба начинает клевать в тот момент, когда вы отвлеклись.
- Чем тоньше леска, тем крупней рыба, поэтому крупную рыбу поймать невозможно.
- Чем дольше и тщательнее вы готовились к рыбалке, тем больше шансов ничего не поймать.
- Чем меньше рыболовный стаж, тем больше шансов наловить рыбы.
ну и т.д...

По-русски - говорят новичкам и дуракам везет. Дабы не обидеть товарища, мы решили, что он все-таки новичок, кстати он и сам очень уж активно отстаивал именно эту версию. Через несколько забросов он вытаскивает рыбу! Да какую! Серега с горя чуть свою удочку не поломал…


Потом у Влада была вторая рыба, третья…

Потом ему надоело их таскать и он решил отдохнуть. Эстафету перенял я. Сначала мне не повезло – вытянул двух маленьких (ну, как первая Серегина рыбешка) хариусов, зато потом поперло! Серега ходил мрачнее тучи, клев у него так и не шел… Потом к процессу, несмотря на легкое недомогание, подключился Дима.

После того как и он вытянул рыбину, обитатели озера сжалились над Серегой и дело у того пошло!

В общем мы натягали 11 больших рыбешек (как нам потом сказали, что это таймень) и трех небольших хариусов.

Две рыбины запекли на костре, а остальных… просто выпустили!


Так вот, из всего этого разнообразия, семь экземпляров были пойманы тем самым китайским спиннингом, купленном в магазине «все по 15» за сумму отдаленно напоминающую один американский доллар. И как в дальнейшем показал анализ ситуации, на одну, вполне конкретную блесну. Потому, после того как эта блесна благополучно была оторвана, рыба потеряла к нам всякий интерес. И никакая другая больше ее так не интересовала…


... продолжение следует ...

За это сообщение автора Vladimir поблагодарили: 6
Биолог, _Ольга_, Алексей Георгиевич, Irina, Ворчун, натальяА
Vladimir
 
Сообщения: 1077
Изображения: 423
Зарегистрирован: 20.12.2010, 02:45
Откуда: Симферополь

Номер сообщения:#13  Сообщение Vladimir » 30.08.2011, 23:06

Забыл упомянуть, что собственно по пути к озеру произошла некоторая любопытная и поучительная история, показывающая насколько полезно знать иностранные языки..

Как я уже упоминал, озера к которым мы направлялись находятся на территории какого-то природного парка. но где начинается и заканчивается этот парк мы естественно и не подозревали. Но решили, что если это кому-то будет нужно, то они нам сами об этом скажут. Ну, едем мы вдоль речке, по замечательному каньону, любуемся видами.


Что бы не глотать пыль, вторая машина едет в километре-полутора сзади. И вдруг дорога ни с того ни с сего решает перейти на другой берег речки. Да и хрен с ней, думаем, к тому же есть замечательный деревянный мост в стиле современного монгольского модерна.

И в таком хорошем расположении духа мы упираемся в шлагбаум поперек моста и кучу каких-то знаков вещающих нам нечто. Что именно мы так и не поняли, т.к. хоть там и было что-то написано русскими буквами, но смысл в словах созданных неким хаотическим порядком размещения этих букв совершенно не угадывался. Английских букв мы там не нашли... Цифр то же не было. Ни римских, ни арабских... Людей возле шлагбаума так же не наблюдалось. Лишь недалеко, метрах в ста белела одинокая юрта возле которой копошилась какая-то фигурка. Мы для приличия постояли около шлагбаума... секунд 10-15..

Влад: - Интересно, а что здесь написано?
Я: - Наверное что-то запрещают. Или хотят денег, раз стоит шлагбаум. Но скорее всего запрещают, т.к. цифр означающих суммы которые хотят я не вижу.. Да и запрещают как то не уверенно, т.к. цифр означающих суммы штрафов так же не наблюдается...
В: - Что делаем?
Я: - Должно быть ждем. Наверное нужно кому-то что-то дать...
В: - Кому и что? Если кому-то что-то было нужно, этот кто-то здесь это что-то уже просил бы...
Я: - Логично
И т.к. к нам за это время никто не подошел, я вылез из машины открыл шлагбаум, Влад проехал, я честно закрыл шлагбаум снова и мы поехали через мост. На той стороне мы остановились и стали дожидаться второй экипаж...

Скоро подъехал второй экипаж и уткнулся в закрытый нами шлагбаум. И тут как из-под земли перед ними выросла какая-то девочка на вид лет 20-25 (почему-то у монголок трудно определить возраст по лицу) и начала что-то требовать от Димы. Дима, естественно, понять что же от него хотят понять не мог. Скажу, что к нам и раньше подбегали какие-то дети, что-то требовали, но т.к. что понять не могли им всегда давали или монетку или конфетку.

Монголка: - Бла-бла-бла-бла-бла...
Дима: - Не понимаю...
М: - Бла-бла-бла-бла-бла... :x
Д: - Да не понимаю я... Ты по-русски можешь? Нет? Плохо... Учить язык нужно!
М: - Бла-бла-бла-бла-бла! :evil:
Д: - Че ей нужно?... Девочка, денег нет! НЕТ, понимаешь?!
Серега: - А ты ей конфет дай...
М: - Бла-бла-бла-бла-бла!!!! :twisted:
... и достает какой-то документ, от вида которого Дима, который в своей жизни видел немало документов, быстро залез в машину, закрыл дверь на замок и поднял стекла. Печатей там было больше, чем букв...

Дима по радио: - Похоже ей нужно что-то без чего нас дальше не пустят..
Разрешение на посещение погранзоны и билет на парк были в нашей машине, поэтому мне пришлось брать их и пилить через мост знакомится с девушкой...
Сую ей в руки бумажки в которых мы ни хрена не понимаем и улыбаюсь как идиот.... А вдруг это то, что ей нужно?
Я: - Сайн байна уу! :hi:
Монголка: :shock:
Очевидно она не ожидала такого знания языка от иностранных идиотов. Но бумажки взяла. С умным видом начала их изучать и, о, чудо! это оказались те что надо бумажки! Или я ее сразил своей улыбкой или знанием монгольского? :unknown: В общем. что-то вычитав в бумажках, что-то переписав себе в блокнотик она нам махнула рукой, мол проезжайте!
Я: - Баяртай! :P
Чем полностью исчерпал свой запас монгольских слов на тот момент и окончательно поверг монголку в ступор из которого она не могла выйти пока мы преодолевали мост :stars: . Может быть и дольше, но нам это было уже не видно... Думаю, что после этой встречи на аншлагах около моста появятся надписи и на русском языке, а персонал выучит несколько русских фраз..


... продолжение следует ...

За это сообщение автора Vladimir поблагодарили: 8
Биолог, Алексей Георгиевич, glin, Irina, Nelson Van, Scarabingo, Ворчун, натальяА
Vladimir
 
Сообщения: 1077
Изображения: 423
Зарегистрирован: 20.12.2010, 02:45
Откуда: Симферополь

Крым-Монголия-2011. Путевые заметки

Номер сообщения:#14  Сообщение Vladimir » 31.08.2011, 21:35

"- А птицы ж здесь голодные, жрать-то нечего, пустыня.
- Как пустыня? Вы же над тундрой ехали.
- Ехал. А теперь над пустыней.
- И как обстановка?
- Нормально! Главное, потеплело. И люди как-то изменились.
- В каком смысле?
- Покороче стали, но повыше.
- То есть?
- Низенькие, но на конях. Да какие страшные, узкоглазые. Скачут, гонятся за кем-то… Ох ты, это ж суслик.
Суслик, бежи, бежи от них, родной… ой, не убег… накинулись, сожрали голыми руками.
- Конюх, куда вы попали?
- Вот и я думаю… Кажись, город начинается… обожди, прочту… Улан-Батор. Это где такое, корреспондент?
- В Монголии.
- Ух ты. Как же это я? А, понял – я развилочку проспал, и вместо того, чтобы на восток ехать, поехал на
юго-восток. А с другой стороны, хорошо – за границей побывал. Одно непонятно – говорят, за границей
небоскребы, магазины, а тут тебе ни небоскребов, ни магазинов, один суслик, и того сожрали..."

«Наше Радио» и «Квартет И»
цикл репортажей из серии «Великий русский путешественник Конюх Федоров»



После весьма удачно проведенной дневки и восстановления физических и моральных сил мы выдвинулись на обзорную экскурсию по Монголии протяженностью около 5000км...
Что же собой представляет Монголия?

Площадь: 1 млн 564,1 тыс. км² .
Население: 2 млн 594.1 тыс. чел.
Средняя плотность населения: 1,66 чел. на кв.км

Для сравнения Украина:
Площадь: 603,7 тыс. км²) т.е. в 2.6 раза меньше
Население: - 45 млн 962 тыс. чел. т.е. в 17.7 раз больше
Средняя плотность населения: 76,13 чел. на кв.км

Курс тугрика к доллару на момент путешествия составлял 1220-1250.
Стоимость дизтоплива - 1750-2100 тугрика за литр, бензина 1300-1500

Природные комплексы крайне разнообразны - с севера на юг (меньше тысячи километров) сменяются таежные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.



Точек, расположенных ниже 560 метров над уровнем моря, в стране вообще не существует, высшая точка - пик Найрамдал (4370 м.). Большую часть страны занимают горы: с северо-запада на юго-восток ее территорию пересекают Монгольский и Гобийский Алтай, в центре - горы Хангай, а на севере нагорье Хэнтэй смыкается с хребтами Южной Сибири.


В Монголии насчитывается 3064 озёра (с площадью более 1 кв.км) и почти 4000 рек общей протяженностью 67000км.




В Монголии резко континентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом. В горных районах, на севере и западе страны бывает часто холодно. На большей части страны летом жарко и очень холодной зимой, со средними показателями января понижается до −30°C

Глядя на очень распределенное по территории населения нас всю дорогу мучал вопрос - как у них работает почта? Какие у них адреса? Ведь привычные нам улица-дом для кочевников не подходят... Оказывается с 2008 года в Монголии для адресации объектов на местности принята система Natural Area Code (NAC). Суть адресного кода NAC весьма проста и сходна с номенклатурной системой именования отдельных листов карт масштабного ряда или с системой пространственной индексации. Эта система позволяет адресовать на местности в пределах Земли как целые регионы, так и города, отдельные дома и даже мелкие объекты с точностью до метра. Например, адрес города Улан-Батор в целом — RV-W QZ, а памятника в центре площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе — RW8SK QZKSL (о них будет рассказано позже).
Парадоксально, но благодаря тому, что универсальная адресная система носит глобальный характер и хорошо подходит для использования в системах цифровой картографии, геоинформационых и навигационных системах, её применение выводит Монголию в один ряд с лидерами грядущей цифровой эры.

По административному делению Монголия делится на столицу Улан-Батор и 21 аймак (область). Аймаки в свой очередь подразделяются на сомоны (сум) коих в насчитывается 342.

В период социализма сомоны представляли из себя центральные усадьбы коллективных хозяйств. В постсоциалистическое время все города Монголии формально получили статус сомонов (часто названия сомонов отличаются от названий собственно городов). В некоторых случаях статус сомонов получили и посёлки городского типа. Сомоны подразделяются на баги, которые в период существования коллективных хозяйств на русский передавали как «бригады». Их в Монголии 1681.

В большинстве случаев единственным постоянным поселением на территории сомона является посёлок-центральная усадьба, обычно население такого посёлка составляет от 500 до 1500 жителей. В редких случаях в составе сомона есть и другое постоянное поселение (если оно сопоставимо по численности населения с центром сомона, то оно именуется тосгон, то есть посёлок городского типа). Крупные центры сомонов могут состоять не из одного, а из 2 или 3 багов.

Вооруженные силы Монголии: сухопутные войска - 7500чел., ВВС - 800чел. (9 самолетов, 11 вертолетов). Для сравнения в 1989-1990гг. СССР вывел из Монголии 50000 солдат и офицеров, 850 танков, 1100 БМП, 190 самолетов, 130 вертолетов.

Большинство сухопутных дорог в Монголии — гравийные или грунтовые. Есть дороги с твёрдым покрытием от Улан-Батора к русской и китайской границе, и от Дархана. Автомобильных дорог в Монголии 75 тыс. км, по госучету и только 5% из них асфальт. Но из-за того, что практически постоянно вдоль каждой дороги есть еще и как минимум одна-две параллельных, то их реально раз в 10 больше. Но не асфальта...

... продолжение следует...

За это сообщение автора Vladimir поблагодарили: 8
Биолог, Алексей Георгиевич, glin, Irina, Matvij, Scarabingo, Ворчун, натальяА
Vladimir
 
Сообщения: 1077
Изображения: 423
Зарегистрирован: 20.12.2010, 02:45
Откуда: Симферополь

Крым-Монголия-2011. Путевые заметки

Номер сообщения:#15  Сообщение Vladimir » 31.08.2011, 22:55

Дороги

"...А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту?
Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта..."

Аркадий и Борис Стругацкие.
Понедельник начинается в субботу



Как уже выражались в отчетах предыдущие путешественники по этой стране, дорог в Монголии нет, есть направления...
Что же из себя представляют эти направления?

Для тех кто бывал в Крымских горах попробую объяснить. Вот представьте себе дорогу по Долгоруковской яйле, скажем от Ивановки до Холма славы. Так вот это шикарный монгольский автобан, который соединяет, скажем аймаки, т.е. областные центры... Дороги Демерджи яйлы - это дороги более низкого уровня, соединяющие сомоны... А вот все остальные дороги - это дороги Караби...

Но нельзя сказать, что дороги в Монголии не строятся. Нет, они строятся! Есть даже проект "road millenium" с запада на юго-восток Монголии и далее в Китай.


По части этой дороги мы даже проехали....

Ну, что сказать? По Арабатской стрелке ездили? Так вот, если вы сможете за день проехать по Арабатке два раза туда и назад - вы готовы к путешествию по Монголии! Гребенка которой набито, сказать с позволение шоссе, на третьей сотне километров выворачивает внутренности на изнанку, потому как выбрать комфортную скорость даже на наших машинах было невозможно! Один такой участок протяженностью около 100км мы ехали больше 4-х часов...



Поэтому рядом с такими шоссе всегда существует несколько параллельных дорог, как ни странно качеством гораздо лучше, и все стремятся ехать именно по ним. Даже общественный транспорт и дальнобой... Кстати, монгольский дальнобойщик едет по полосе встречного движения. представляете какой у них разделительный газон? ;)



Можно иногда наблюдать фрагменты монгольских дорог с десятиполосным движением в каждом направлении!

Может быть когда-то там китайцы все-таки проложат асфальт и передвигаться станет намного комфортнее, но это будет уже другая Монголия...

За это сообщение автора Vladimir поблагодарили: 8
Биолог, Алексей Георгиевич, Irina, Matvij, Nelson Van, tasik, Ворчун, натальяА
Vladimir
 
Сообщения: 1077
Изображения: 423
Зарегистрирован: 20.12.2010, 02:45
Откуда: Симферополь

Номер сообщения:#16  Сообщение Vladimir » 01.09.2011, 22:27

.. выше я уже упоминал, что в Монголии насчитывается 67000км рек и 75000км дорог. И как можно предположить, такое количество рек не может не пересекаться с таким количеством дорог. При пересечении магистрали, где-нибудь в захолустной Европе возникает мост, а вот в Монголии, как и следует ожидать - брод!






... и все эти броды преодолеваются монголами и на обычных пузотерках и на мотоциклах! Как?! :?
Причем нужно учесть, что мы попали в межень... а что с бродом будет после ливня или весной когда в горах активно тает снег?

Но нельзя сказать, что мостов в Монголии нет.
Они есть! И весьма разнообразные, что придает особенного колорита, а иногда и адреналина...




... какие же дороги без дорожных знаков? Их есть в Монголии! Но за те 4700км обзорной экскурсии мы знаков насчитали меньше (с учетом знаков обозначающих въезды на территории аймаков, сумов и городов), чем на 100км участке трассы Симферополь-Феодосия...





... есть даже бигборды!


... и вот такие указатели на развилках!

... и совершенно непонятно, метрах в 300-х от дороги, посреди степи эдакие "Екатерининские мили"...

... а вот так обозначаются границы сумов, аймаков, городов и прочих населенных пунктов...




Так куда же ведут эти направления и что же собой представляют населенные пункты Монголии?

... продолжение следует...

За это сообщение автора Vladimir поблагодарили: 10
Биолог, Алексей Георгиевич, glin, Irina, Matvij, Scarabingo, tasik, YouMers, Ворчун, натальяА
Vladimir
 
Сообщения: 1077
Изображения: 423
Зарегистрирован: 20.12.2010, 02:45
Откуда: Симферополь

Крым-Монголия-2011. Путевые заметки

Номер сообщения:#17  Сообщение Vladimir » 03.09.2011, 00:25

"Богов много, а мы одни..."
В.Шендерович



Собственно, рассказывая про дороги-направления нельзя и не рассказать про такие яркие и примечательные объекты монгольских пейзажей как обо.

Обо, обоо (монг. — «куча, груда, насыпь») — культовые места в культуре бурят, монголов, хакасов и других тюрко-монгольских народов.
В традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками. У подножия обо, как правило, есть плоский камень, выполняющий функции алтаря, на который кладутся подношения. Считается, что обо создаёт погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие, не пускает людей на гору. Широко распространены придорожные обо у которых путешественники оставляют подношения на «добрую дорогу».


Ценность вещи не имеет значения - важен сам факт жертвоприношения. Считается необходимым класть для духов еду, т.к. духам, хоть они и бестелесные существа, постоянно требуется пища. Поэтому чаще всего мы клали деньги и конфеты...




Обо располагаются на дорогах, на горных перевалах, у озёр, аршанов, на берегах рек. Встречаются как одиночные обо, так и группы.



Обо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, т.е. хозяевам данной местности. Хозяин обо – это духи умерших шаманов, предков, или божества небесного происхождения. У обо совершаются обряды поклонения хозяину.

Наиболее распространённый обряд — обрызгивание пространства вокруг обо молочной (тарасун) или обычной водкой (собственно почему у многих обо наблюдаются целые залежи стеклянных бутылок). Обо приносят подношения: камни, ленточки из тканей, флажки, монеты, конфеты, сладости, еду и т. д.
В Монголии принято обходить вокруг обо три раза по часовой стрелке, символизируя тем самым уважение ко всем трем мирам. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему заветную просьбу. Непосредственно, без жертвоприношения, обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает. Вначале следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности. Такая вот субординация...
Конечно же, в обязательном порядке, возле одного из самых представительных обо, а есть основания предполагать, что и одного из самых влиятельных духов, был полностью соблюден обряд и получено разрешение на памятную фотографию:

На одном из перевалов. встреченный нами монгол, достал из седельных сумок кусок традиционного монгольского твердого сыра, разделил его на всех и показал как правильно нужно приносить жертву.

После чего был вознагражден пачкой сигарет и правом сфотографироваться с командором экспедиции (на фото второй справа).
Такое право выпадало не всем...


К слову, хотите верьте, хотите нет, но мы старались не пропускать более-менее значимые обо на перевалах и обязательно останавливались около них.


Так вот если была принесена жертва духу местности по которой нам предстояло ехать, то и дорога была сносная, и авто вели себя хорошо, и соответственно впечатления участников только положительные. Если мы спешили и игнорировали обо, то обязательно либо жуткая гребенка с "выворачиванием" внутренностей от тряски, либо проблемы с колесами, либо еще что-нибудь.. :)

Культ обо возник у ранних кочевников, связан с шаманизмом. Во время распространения буддизма отмечались случаи уничтожения обо ламами. Постепенно обо были включены в буддийскую обрядность, получили широкое распространение в виде каменных сооружений белого цвета и вполне уживаются с обо, так сказать, старого образца. Например, на ближнем плане фото видно буддийское обо, а на дальнем, через дорогу традиционное...



Как можно заметить, редкое обо обходится без кусков материи или ленточек преимущественно синего цвета. Но встречаются и оранжевые, реже красные.


Эти элементы подношений имеют свое собственное название. Это хадак.
Хадак ( монг. хадаг;) — ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов. Символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, и сострадания. Универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета, прибытие-отбытие гостей и пр. Хадак преподносят людям, чьей помощью хотят заручиться. Хадак держат обеими руками ладонями вверх. Его надевают на шею гостю, или повязывают на дерево возле обо или бурхана.

Белый хадак — символ воды, чистоты, доброты. Жёлтый хадак — символ огня, солнца. Красный хадак — символ металла. Зелёный хадак — символ земли. Особенно популярен голубой цвет, символизирующий небо, или долголетие...

За время нашего путешествия мы встречались с весьма разнообразными видами обо. Были и такие из камней и дерева в лесной части страны:

... и из корней саксаулов в пустынной:


... и вот такое, даже на первый взгляд ничем не примечательное каменное обо, но присмотритесь - ни на одном из встреченных нами мы больше нигде не видели столько костылей! Видимо хозяин дух-ортопед какой-то...



... продолжение следует...

За это сообщение автора Vladimir поблагодарили: 7
Алексей Георгиевич, glin, Irina, Matvij, Scarabingo, tasik, натальяА
Vladimir
 
Сообщения: 1077
Изображения: 423
Зарегистрирован: 20.12.2010, 02:45
Откуда: Симферополь

Крым-Монголия-2011. Путевые заметки

Номер сообщения:#18  Сообщение Vladimir » 07.09.2011, 22:50

"...Опасное занятие выходить из своей двери,
ты ступаешь на дорогу и если не придержишь ноги,
то неизвестно куда придешь..."

Д.Р.Р.Толкиен. Властелин Колец


Путешествуя по дорогам-направлениям Монголии, действительно прийти можно в самые разнообразные и невероятные места. В этой стране намешано всего и столько, что иногда непонятно как это все может сосуществовать. Но с другой стороны это все так органично, что создается впечатление, что все это существовало всегда и будет существовать вечно...

... Это и древние наскальные рисунки - петроглифы, которые ученые относят еще к эпохе до нашей эры...





Очень интересное место, где эти рисунки расположены. Это относительно высокая гора (~2300м) с прекрасным видом на берегу озера. Выходы породы на поверхность настолько невероятны, что не верится, что это сделано природой - полное ощущение, что повехность готовили с применением механизмов. Взяли фрезу, прошлись по поверхности и готово! Вот вам древние люди холст для вашего творчества! Причем "следы фрезы" даже и не пытались заполировать - они так пересекают поверхность камней на всем протяжении. А потом уже природа одумалась и решила, что действительно все это будет выглядеть неправдоподобно и разломала однородную поверхность "холста" на много разных фрагментов...



Продолжая передвигаться по направлениям можно увидеть и артефакты "поновее", такие как захоронения древних воинов...

Каменными бабами, "хун чулуу", называют монголы грубые скульптуры воинов. Хотя это не бабы, а каменные мужики. Они связаны с погребальным обрядом древних тюрков. Место захоронения обносили оградой из камней и земли. Если это была могила знатного человека, то воздвигали храм, в котором совершали ежегодные жертвоприношения. Статуи устанавливали лицом на восток. В ту же сторону были ориентированы и камни-балбалы. По-видимому, камни - это поверженные враги, которые на том свете стали слугами своего победителя. Таких "хун чулуу" на территории Монголии великое множество. Для современных жителей они стали хранителями пути.

В те времена, когда шамонизм в Монголии вытеснялся буддизмом, приверженцами последнего совершались различные акты вандализма над старыми святынями - в частности отбивались головы на всех религиозных фигурах. Впрочем, подобное отношение сохраняется и до сих пор в любой из религий...


Валяющаяся рядом с основанием голова естественно вызывала желания тут же поставить ее на место. Однако смущало то, что раз это кто-то сделал, значит это кому-то надо. И дабы не обидеть чьих-либо религиозных чувств, чем в дальнейшем навлечь на себя немилость каких либо богов или их служителей, мы благоразумно решили не трогать изваяния. Тем более на горизонте показалась одинокая фигура всадника, чем создалось полное впечатление, что это один из воинов охраняющий покой усопших едет посмотреть не тревожит ли кто их покой...

...По мере приближения фигуры мистичность отходила на второй план и грозный всадник на поверку оказался обычным монгольским пастухом...

Подъехав поближе, пастух начал с явным удовольствием рассматривать как четыре мужика восторженно бегают вокруг груды камней и с радостными возгласами щелкают затворами фотоаппаратов. Полюбовавшись этой картиной минут пять, пастух решил привнести в мизансцену новый элемент. Он спрыгнул с коня и "почесав репу" ничтоже сумняшеся взял валяющуюся голову и соединил ее с телом! Сделал два шага назад, прищурился, посмотрел поправил немного и удовлетворенно хмыкнул показывая нам жестом на фигуру: "Ну вот как-то так и должно быть, идиоты!"

.. после чего повторил операцию с другой фигурой...
Посетовал, что еще две головы отсутствуют. Красноречивый жест в сторону гор и китайской границы ни на минуту не заставил нас сомневаться, что это происки китайцев и головы они утащили на сувениры.. Но даже с двумя фигурами захоронение уже приобрело торжественный и значимый вид...

Монгол за добросовестный труд и сообразительность при общении с иностранными туристами был тут же премирован монетой в одну гривну из личного резерва Командора и сигаретой из общака и довольный отправился к своим баранам, а мы поехали дальше ознакамливаться с историей государства...

Ну и дабы закончить повествование про захоронения, приведу еще несколько фотографии этой тематики...




... продолжение следует...

За это сообщение автора Vladimir поблагодарили: 8
Биолог, _Ольга_, glin, idu nespesha, Irina, Matvij, Scarabingo, натальяА
Vladimir
 
Сообщения: 1077
Изображения: 423
Зарегистрирован: 20.12.2010, 02:45
Откуда: Симферополь

Номер сообщения:#19  Сообщение ЭК » 28.09.2011, 08:15

Ну?

За это сообщение автора ЭК поблагодарили: 5
Биолог, Matvij, Scarabingo, tasik, White
ЭК
Модератор
 
Сообщения: 1691
Изображения: 104
Зарегистрирован: 19.12.2010, 21:53

Номер сообщения:#20  Сообщение Vladimir » 29.09.2011, 20:57

Продолжение будет... :yes:
К сожалению пока катастрофическая нехватка времени... :pardon:

За это сообщение автора Vladimir поблагодарил:
Pavell
Vladimir
 
Сообщения: 1077
Изображения: 423
Зарегистрирован: 20.12.2010, 02:45
Откуда: Симферополь

Пред.След.

Вернуться в Путешествия, экспедиции, мероприятия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron